ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познавательная активность современных дошкольников, представителей цифрового поколения, связана, как правило, с информационными технологиями и системами, освоением гаджетов, которые перешли в детское пользование из мира взрослых. Сегодня педагоги отмечают низкую познавательную активность первоклассников, что сказывается на успеваемости школьников. Дети реже задают вопросы познавательного характера, не стремятся к получению новых знаний, не проявляют самостоятельность.
Не умаляя значение цифровых образовательных ресурсов в развитии ребенка, отметим, что есть и другие, отвечающие естественной природе ребенка, активизирующие его мыслительную деятельность, вызывающие неподдельный интерес. Одним из средств развития познавательной активности дошкольников может выступать экспериментирование.
Вопросом формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования занимались такие ученые, как Н.А. Виневская, В.С. Ильин, О.В. Киреева, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и другие . Они указывают на необходимость своевременного стимулирования познавательного развития ребенка.
С младенчества ребенок подсознательно испытывает тягу ко всему новому, неизведанному. Сначала изучая на вкус игрушки, акцентируя внимание на ярких и шумных предметах. У ребенка формируется любознательность - желание познавать закономерности этого увлекательного мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него, с точки зрения познавательного развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями при этом будут выступать новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Во ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» определено содержание работы в обозначенном направлении. Особое внимание в документе уделено познавательно-исследовательской деятельности дошкольников - исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними.
Особенности детского экспериментирования рассматривались известными педагогами и психологами: Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, С.Л. Новоселовой, А.Н. Поддьяковым и др. Исследователи отмечают, что экспериментирование позволяет задействовать сразу несколько групп анализаторов (зрительный, осязательный, обонятельный, слуховой), что повышает эффективность процесса познания.
Вместе с педагогом ребенок учится экспериментировать, пользоваться необходимым оборудованием, содержать его в порядке. Результаты эксперимента ребенком осмысливаются сначала при умелом руководстве со стороны педагога, а затем и самостоятельно. Одним из главных условий организации детского экспериментирования выступает его безопасность для детей.
В связи с этим в детском саду эксперимент должен отвечать следующим требованиям:
- простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и однозначность результатов;
- показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимент
Роль педагога в экспериментировании состоит в следующем: сохраняя самостоятельность в действиях детей, педагог руководит экспериментом, находясь, при этом в отношениях партнерства с ребенком. В соответствии с методикой организации детского экспериментирования, эксперимент может быть организован поэтапно: разделен на ряд наблюдений, серию опытов.
Методика обучения детей действиям в экспериментировании выстраивается по следующему алгоритму:
- воспитатель демонстрирует практическое действие;
- один ребенок из группы повторяет его (лучше выбрать ребенка, который, скорее всего, выполнит действие неверно, тем самым, появляется возможность еще раз сосредоточить внимание детей на правильности выполнения действия);
- сам педагог выполняет действие с ошибкой, позволяя детям исправить его;
- ребенок из группы совершает действие верно;
- все вместе выполняют действие в умеренном темпе (для контроля за правильностью выполнения)
Условия семейного воспитания также благоприятны для развития детского экспериментирования. Несложные опыты, наблюдения могут стать содержанием исследовательской деятельности детей и их родителей, а затем и предметом обсуждения в группе детского сада.
Таким образом, детское экспериментирование является одним из эффективных средств развития познавательной активности у дошкольников. Представления, полученные на основе чувственного опыта ребенка, в ходе самостоятельных наблюдений, как результат несложных практических действий, не просто наполняют «багаж» знаний ребенка, но стимулируют его формулированию проблем, гипотез, поиску способов их решения.
|