«Степ-аэробика как способ совершенствования двигательной активности ребёнка»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т. д.).
В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть, достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
Как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования?
Для того чтобы повысить уровень физической подготовленности детей, укрепить здоровье и просто поднять интерес к физкультурным занятиям, в нашем дошкольном образовательном учреждении мы стараемся использовать как можно больше разнообразных и новых технологии, отвечающим требованиям ФГОС ДО п. 2.6. Одна из таких технологий степ-аэробика.
Степ-аэробика-это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку.
«STEP» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Основным содержанием занятий степ-аэробикой являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ – платформ в силовой тренировке.
Это одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленное на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.
Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, который направлен на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре).
Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.
Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.
Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.
Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
Нагрузка должна быть оптимальной.
Таким образом, использование в практике работы занятий физической культурой на основе степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания.
Степ-платформа используется разнообразно:
- в качестве оборудования для формирования основных видов движений:бег,ходьба, прыжки, ползание;
- для подвижных игр;
- для проведения эстафет;
- для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;
- для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
На сегодняшний день разработана новая эффективная методика работы с дошкольниками на степ–доске для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств. Степ-аэробика может использоваться на утренней гимнастке, НОД, в досуговой деятельности. Наша работа направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовленностью. Это помогает развить мелкую и общую моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребенка.
В системе дошкольного образования целесообразна интеграция степ-аэробики с другими образовательными областями:
- «Познание» (реализуется через использование математических знаний детей, пересчет).
- «Социально-коммуникативное развитие» (формирование дружественных взаимоотношений детей со взрослыми и между собой, воспитание чувства коллективизма, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование самостоятельного поведения на степе).
- «Художественно-эстетическое развитие» (обогащение слухового опыта, развитие музыкальных способностей, развитие умений различать характер музыки, ритм, темп и подстраиваться под него самостоятельно).
- «Речевое развитие» (активизация речи детей посредством обсуждения движений, ответов на вопросы, расширение словарного запаса).
Интеграция обеспечивается использованием двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности, проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей. Педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога, в чем осуществляется системно - деятельностный подход.
Подвижные игры с использованием степов:
Подвижная игра «Домики»
Дети стоят на степах. Под музыку спрыгивают и веселятся на «поляне»: танцуют, выполняя подскоки между степами, не наступая на них. По окончании музыки встают на степы по два, по три, стараясь не потерять равновесие и не сойти. Отмечается самый дружный дом.
Подвижная игра «Великаны и гномы»
По сигналу «Гномы!» дети идут в полуприседе с мешочком на голове, по сигналу «Великаны!» идут на носках.
Подвижная игра «Цирковые лошади».
Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 – 3 меньше, чем участников игры.
Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик»
(игра упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге – «Стойкий оловянный солдатик»). |