О.Н.Акамова
РФ, г.Шадринск, МКДОУ №9
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма, гражданственности.
Как показывают исследования отечественных педагогов, идея патриотизма тесно связана с идеей гражданственности, социального здоровья, определяемого как количество и качество межличностных связей человека, его включенность в социальную жизнь.
Под гражданственностью понимается «высшая ступень развития нравственного сознания личности…качество личности, включающее патриотизм, гражданские права, обязанности, межнациональную толерантность».
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.
Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
Особое внимание в этих документах уделено вопросу реформирования системы общественных отношений в направлении развития гражданского общества, в воспитании свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы федеральных и региональных программ отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народных традиций развивает в человеке ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека – гражданина, человека – патриота.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать ее, уважение обычаев культуры других стран и народов.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной и систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию. |