Расулова А.А.
МКДОУ №9 "Росинка"
Не любите стихи, а надо…
Во взрослом состоянии Вы можете любить стихи и читать их, любить стихи и не читать их, не любить и не читать – как хотите. Но, если у Вас растет малыш и Вы заинтересованы в его речевом развитии, придется Вам в срочном порядке стихи полюбить и ребенку эту любовь привить.
Чтение стихов - важное средство развития и воспитания детей. Стихи развивают память малышей, обогащают словарный запас, учат рифмовать слова. С чтения стихов начинается развитие фонематического слуха, чувство речевого ритма, да и связной речи в целом.
Первый вопрос, возникающий у родителей малыша, когда начинать ребёнку читать? Ответ однозначен: как только вы начинаете с ним разговаривать. Ведь не случайно через века дошли до современных мам и пап крупицы накопленной народной педагогической мудрости, все эти «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки...» и «Сорока-ворона» с её неизменной кашкой. Простые ритмичные, рифмованные строки заинтересовывают, успокаивают, звучат родной речью, которую малышу необходимо в кратчайшие сроки освоить, а главное, позволяют играть.
Есть мнение, что чувство ритма и музыкальный слух заложены в «набор талантов» каждого маленького человечка, надо их только развить. Русскоязычные рифмы прекрасно этому способствуют. Многочисленные народные потешки, дразнилки, загадки, колыбельные - этому живое свидетельство.
Отдельная тема — колыбельная. Некоторые родители утверждают, что не умеют петь, потому игнорируют эту замечательную часть детской поэзии. Напрасно! Незатейливую мелодию худо-бедно осилит любой взрослый, и ваши вокальные способности никто тут оценивать не будет. Вашему малышу нужен ваш голос, ваше прикосновение, ощущение вашей душевной близости. Так что смело (но негромко) затягивайте:
Котя, котенька, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать,
Нашу деточку (вставляем любое ласковое имя — Анечку, Машеньку и т.д.) качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока...
Необязательно знать много колыбельных или даже несколько. И одна-единственная может стать любимым, приятным и действенным вечерним ритуалом.
Чтение на сон грядущий — тема важная. Для этого существуют в поэзии для малышей специальные «снотворные» стихи. Например, знаменитые строки Агнии Барто:
Спать пора. Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон -
Он слонихе шлет поклон.
Вы читаете негромко, размеренно, ласково, даже сонно. Вот уже и глазки слипаются... Пока, видимо, только ваши... Ну что ж, верный способ — иметь в запасе еще два-три «сонных» стишка. Ничего, что каждый вечер они будут повторяться, это будет приятный ритуал. Вообще, не бойтесь повторяться. Ребёнок с удовольствием будет слушать полюбившиеся стихи и пять, и двадцать пять раз.
Если стихотворение не нравится — не стоит настаивать. Возможно, оно не понятно. Пока. Возможно, его содержание просто устарело — такое бывает и с детскими стихами. Много хороших стихов для детей, понятных и приятных, легких для заучивания, наделенных доступным юмором.
Когда-то многократное чтение «Мухи-Цокотухи», «Айболита», «Мойдодыра» впечатали их в нашу память на долгие годы. Это пригодилось. Знание наизусть некоторого количества любимых детских стихов скрасит вам и ребёнку и долгую дорогу, и сидение в очереди в поликлинике, и мало ли еще какие житейские неудобства. Заодно потренирует память.
Читать стихи малышам можно, играя. Всё, что малыш может подкрепить жестами, прихлопываниями, притопываниями и т. п., сделает чтение более оживленным. Где следует маршировать, а где показать, какие у бычка рожки, вы легко догадаетесь и подскажете малышу:
Ходит беленький бычок,
С тёмным пятнышком бочок.
Хочет съесть цветок ромашку.
Увидал на нем букашку
И мычит: «Му-му-му,
Очень трудно рвать траву самому».
Если ребенок уже запомнил стишок, можно затеять еще одну чудесную игру — чтение по ролям. Для такого совместного увлекательного чтения подходят многие детские стихи, например, тот же «Телефон» Чуковского, здесь могут поучаствовать сразу и мама, и папа, и бабушка — да просто все желающие.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда. И т.д.
Наверняка вы заметили, что стихи для малышей не только развлечение, но и воспитание. Ребёнок усваивает множество морально-нравственных общечеловеческих норм.
Шутливым стихом можно отвлечь от неприятных ощущений и намекнуть ненавязчиво на некрасивое поведение:
Жили у Лизы Братья Капризы.
С ними, Дурными, замучилась Лиза!
Утром с кровати полдня не встает:
Хочется встать ей – Каприз не дает!
Ей разогреты котлета и рис.
-Выплюнь котлету! – шепчет Каприз.
Мама велела: – Надень-ка пальто!-
Лиза б надела, Каприз – ни за что! (Серова)
Когда ребенок начинает кричать и плакать (капризничать), самой удачной реакцией будет не увещевания, что он большой и хороший, а строки:
Жил мальчик вблизи Фермопил
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки
И дохли селедки
И сыпалась пыль со стропил.
По крайней мере, так у детей формируются не комплексы, а прекрасное чувство юмора.
Особенности зачитывания стихов
Читать стихи ребёнку, даже совсем простенькие, надо выразительно. Так малыш не только лучше поймёт, непременно полюбит прочитанное, но и станет копировать ваши интонации, ваши жесты, вашу мимику (вы ведь для него идеал), а так хочется любоваться своим чадом, не правда ли?
Еще о двух непременных «надо». Надо придирчиво выбирать тексты: читайте книжку в магазине или в библиотеке, прежде чем прочесть ребёнку. Она должна быть написана грамотным, чистым, ясным, правильным языком. Потому что память малыша всё «схватывает» и «впитывает», так не будем же её засорять, хотя такую неприятную возможность предоставляют нам современные издатели.
И еще одно «надо», а вернее, «не надо»: не надо спешить. Конечно, каждой маме, а тем более, бабушке свой малыш кажется исключительным. Но не торопитесь покупать книжки с пометкой «3+», если вашей крохе действительно только два года. Дайте возможность ребёнку получить всё причитающееся и в соответствии с возрастными возможностями. Конечно, прочитать двухлетнему книжку, рассчитанную на детей постарше, можно, просто он не всё поймёт. А вот читать пятилетке, написанное для карапузов, уже бесполезно. Значит, вы просто его лишите этой странички родной речи и культуры.
Хочется пожелать всем мамочкам хороших стихов и настоящего удовольствия от чтения и общения с вашими малышами.
Учитель-логопед: Расулова Алла Александровна |