Среда
03.07.2024
10:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад №9
"Росинка"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [54]

Наш опрос
1. Удовлетворяет ли Вас качество образовательных услуг, предоставляемых МБДОУ №9
Всего ответов: 40

Block title
Block content

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Как научить ребенка читать?

Калиманова К.А.

РФ, г. Шадринск, МКДОУ №9

Как научить ребенка читать? (скачать doc)

Понимание между ребенком и взрослым - путь к успешному обучению.

 Обучение ребенка чтению кропотливый труд, поэтому наберитесь терпения. Во время обучения взрослые чаще всего не способны поставить себя на место ребенка, отсюда получают множество проблем, которые связаны с непониманием. Мы не понимаем, почему ребенок не может понять то, что мы объясняем, ведь это так легко (на наш взгляд). Да, это легко нам, а вот для ребенка это новое и неизведанное. Вспомните себя, когда Вы учились в школе, неужели Вам не было сложно. Да что там, в школе, перейдя на новую работу, нам приходится сталкиваться с трудностями. Если нам объяснят доступно мы, как и дети, все поймем.  Поэтому не стоит сердиться на ребенка за непонимание каких-либо моментов. Если ребенок не понял, значит, мы объяснили ребенку новую тему недоступно. Для каждого возраста должна быть своя методика обучения. Чем младше ребенок, тем больше игровых моментов должно присутствовать в процессе обучения. Не бойтесь на начальном этапе превратить обучение в игру. Дошколята, по норме, не должны сидеть только за партой, обучение должно проходить непринужденно. Не стоит ребенку твердить: «Учись, надо учиться и т.д.». В силу своих возрастных особенностей детям до 5 лет сложно понять, зачем их заставляют учиться. Чем старше ребенок, тем больше он начинает осознавать. Примерно с пятилетнего возраста у ребенка формируется стимул для учения. Правда, стимулы еще не те, которые хотелось бы услышать нам. Чаще всего стимулы заключаются: в поощрении, в красивой тетради, в красивой ручке, потому что так делает Маша. К 7 годам дети начинают осознавать, что учиться надо не только потому, что за это хвалят, или не только потому, что Маша учится, дети начинают понимать, что учиться это полезно и интересно. Если у ребенка сформировалась данная позиция, значит он психологически готов к посещению школы.

Звуковой метод обучения детей.

Современные методики предлагают обучать ребенка, можно сказать, с пеленок. Продуктивны они или нет, сказать сложно. Взгляды педагогов разошлись. Одни считают эти методики недоработанными. Другие находят их интересными. Но на практике, все же, оказывается, что «старая» методика лучше. Конечно, с пеленок мы детей не научим читать, зато с трех лет, эта методика окажется более плодотворной. Что мы подразумеваем под «старой» методикой? Это методика, по которой дети уже обучаются более 150 лет – это звуковая методика обучения чтению. Эту методику разработал и ввел К.Д. Ушинский. До него для обучения чтению использовался буквослагательный метод. Этот метод не соответствовал психологическому развитию детей. Он вначале предполагал заучивание названия букв. Маленькому ребенку такой метод не подходит, ведь сначала, по этой методике, его надо научить читать правильно буквы (не «ш», а «ша», не «м», а «эм»). Если ребенка обучать вначале названию букв, то в дальнейшем он будет слова читать неправильно: эмшаэнка, вместо машинка. То есть он будет читать именно названия букв, а не произносить звуки, которые соответствуют определенным буквам. Но родители в силу незнания методики обучения чтению начинают учить детей сразу же буквам. Причем буквы называют неправильно («м», «б» и т.д.), так мы произносим звуки, буквы называются совсем по-другому («эм», «ша» и .д.), чтобы самим не запутаться и не запутать ребенка начинайте обучение чтению с изучения звуков. Изучать звуки можно даже с двухлетними детьми. Мы будем вместе с ребенком вычленять звуки из названия предметов, а точнее будем учиться слушать эти звуки и произносить их правильно.

 

Учим ребенка выделять звуки.

Игра "Имитация звуков".

С маленькими детьми работу по выделению звуков проводят непосредственно в процессе игры. Например, можно поиграть с ребенком в паровозик. Спросите у него, как гудит паровозик – «У-у» и т.д. Постепенно начинайте вместе с ребенком выделять отдельные звуки из слов. Как мычит корова: «м-м-м-у-у», тяните каждый звук в слове. Постепенно усложняйте слова. Ребенок должен научиться протягивать звуки в слове. Это необходимо, чтобы, впоследствии, он смог произнести, например, отдельно первый звук в слове. Когда ребенок начнет выделять отдельные звуки, поиграйте с ним в игру "Лови и хлопай".

 

Игра "Лови и хлопай".

Расскажите ребенку историю, про непослушный звук, например, «М», о том, что он постоянно убегает из слов. Но ведь без звука «м» мы обойтись не можем. Произнесите слова, в которых звук «М» потерялся: а-а, вместо мама, роженое – вместо мороженое, шина – вместо машина. Сделайте с ребенком вывод: все звуки в слове нужны. Затем предложите ребенку «ловить» звук «м» - как только ребенок услышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши.

В процессе изучения звуков ребенку нужно объяснить, что звуки бывают гласными и согласными.

 

Как объяснить ребенку, какой звук гласный, а какой согласный?

Для того чтобы объяснить ребенку, как отличить гласный звук от согласного, необходимо научить его петь звуки. Мы с Вами знаем, что гласные звуки можно петь, а вот согласные мы петь не можем. Поиграйте с ребенком в игру, показывайте ему яркие картинки, например, колобка. Выделите вместе с ним первый звук в слове колобок. Чтобы выделить первый звук, его необходимо протянуть "к-к-к-к-олобок". Затем изолированно от остальных звуков протяните этот звук вместе с ребенком: "к-к-к-к-к-к". Попросите звук «к» пропеть. Окажется, что этот звук пропеть невозможно. Затем покажите картинку, например, с осликом. Выделите звук о-о-о-о. Пропойте этот звук, в процессе работы окажется, что звук «о» можно спеть. Обычно такая незамысловатая игра очень нравится детям. В процессе пения покажите ребенку еще одну особенность, которая отличает гласный звук от согласного: когда вы поете гласный звук, воздух во рту не встречает преграды, а когда пытаетесь пропеть согласные звуки, воздух встречает преграды, например, произнося звук "н-н-н-н" воздух во рту встречает преграду – язык; когда произносим звук м- м-м-м, смыкаются наши губы. А когда произносим, например, звук «а» - гласный звук, никаких преград во рту нет. 

 

Твердые и мягкие звуки.

Чтобы научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки, попросите его сначала произнести твердый звук, а затем мягкий, после спросите, чем отличаются эти звуки. Одни дети могут сказать, что один звук мы произносим твердо, а другой мягко. Другим детям понадобится помощь, чтобы это почувствовать. Произносите неоднократно звуки, чередуя твердые и мягкие. Ребенок постепенно поймет, почему звук мягкий, а почему твердый. Обычно никаких проблем при изучении твердых и мягких звуков не возникает. При работе над данной темой рекомендуется выделять каждый звук слова, параллельно раскрашивая клетку, которая отвечает за определенный звук (в зеленый или синий цвет). Синий цвет обозначает твердые согласные звуки, а зеленый – мягкие согласные звуки. 

 

Игра "Угадайка"

Поиграйте с ребенком в игру «угадайку». Произносите ребенку слова, ребенок должен на слух определить, какой первый звук – твердый или мягкий. Если первый звук в слове мягкий – он должен хлопнуть в ладошки. Постепенно эту игру можно усложнить: услышав первый мягкий звук – ребенок хлопает в ладоши, услышав в слове первый твердый звук – ребенок топает ногами. Чтобы ребенку было легче услышать первый звук – выделите его в процессе речи, а точнее протяните его: м-м-мишка, м-м-м-мышка. 

 

Читаем без букв.

Составим слова без букв. Неужели такое возможно? Конечно, для этого нам понадобятся цветные квадратики. Квадратики понадобятся красного, зеленого и синего цвета. Соответственно, красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный звук, зеленый квадрат - мягкий согласный звук.

 

Игра "Собери слово".

Расскажите ребенку историю, про то как незнайка так торопился к ребенку в гости, что рассыпал слова. Ребенок должен собрать слова при помощи разноцветных квадратиков. Например, слово - кот. Первый квадрат кладем синего цвета, затем квадрат красного цвета, а затем квадрат снова синего цвета.

Теперь, когда ребенок может выделять звуки, когда он знает, какие звуки гласные, а какие согласные, можно переходить к обучению ребенка слиянию звуков. Слияние нескольких звуков дает слог.

 

Учим ребенка соединять звуки в слоги.

До обучения буквам научим ребенка складывать между собой звуки в слоги. Для этого проведите с ребенком игру «Дружба звуков». 

 

Игра "Дружба звуков".

Расскажите ребенку, что звуку «м» хочет подружиться с другими звуками, ему стало скучно. Возьмите мяч, произнесите звук «о», кидайте ребенку мяч. Поймав мяч, малыш должен произнести слог «мо». Чтобы ребенок понял игру, покажите на примере, как соединить звуки между собой. Чтобы получился слог каждый звук необходимо тянуть «м - м-o-o». 

 

Когда ребенок научится выделять звуки в слове и складывать их в слоги, целесообразно рассказать, что каждому звуку соответствует определенная буква. Букву можно написать и прочитать, а звук пропеть, сказать, услышать. Попросите ребенка произнести какой-либо звук, затем объясняете, что этот звуку соответствует  буква. Поначалу это покажется сложным и для Вас и для ребенка, но впоследствии все будет происходить само собой. Название буквы Вы произносите, но не акцентируете на ней внимания. На этом этапе не заставляйте ребенка заучивать название букв. Чтобы Вы не путали, запомните, что звук мы слышим, а букву пишем. Данное правило постепенно должен запомнить и ребенок. Постепенно ребенок поймет, что каждый звук можно обозначить буквой на письме. 

 

Учим ребенка буквам.

Теперь, когда ребенок научился соединять звуки, можно переходить к изучению написания букв. Для того чтобы помочь ребенку запомнить написание буквы можно использовать различные занимательные задания. Предложите, вначале, ребенку написать букву обозначающую звук «л» в воздухе. Затем, предложите ему вылепить букву из пластилина. Попеременная работа, которая включает лепку или рисование более приемлема для обучения дошкольника. В процессе такой работы ребенок не только визуально осознает написание буквы, но и при помощи тактильных ощущений ощущает ее строение. Ребенку дошкольного возраста, важно потрогать изучаемый предмет, чтобы быстрее его запомнить.

Можно с ребенком заучить стишок про букву. Лучше всего, если стишок будет полностью направлен на описание самой буквы, а точнее на что она похожа. Например,

 

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

***
Аист на одной ноге, 
Напоминает букву Г.

 

Такие заученные стихи помогут ребенку вспомнить написание буквы, а также параллельно разовьют его память. Для закрепления изучения буквы можно предложить ребенку найти необходимую букву на картинке, при этом на картинке должно быть представлены разные буквы. Когда ребенок научится находить определенную букву, ему будет легче ее написать. Существуют интересные раскраски с подобным заданием. Например, на страничке представлена картинка состоящая из букв, что нарисовано на ней не понятно. Чтобы понять, что изображено на картинке, необходимо раскрасить, например, только букву «А». Выполняя такое задание, у ребенка развивается внимание и мышление. Ребенок после многократного воссоздания в памяти этой буквы запоминает ее написание.

 

Буквенный домик для запоминания букв.

Для того чтобы сделать процесс обучения более интересным можно сделать буквенный домик. На листе бумаги, как на фото, нарисуйте домик для букв, количество ячеек должно равняться количеству букв в русском алфавите. Постепенно заселяйте этот домик буквами. Перед заселением домика расскажите ребенку сказку про буквы, которые очень хотят вернуться в свой домик. Покажите ребенку конверт с письмом от букв (это письмо Вы напишите сами). Прочтите ребенку письмо. Письмо может содержать текст со следующим текстом: «Дорогой друг! Мы очень тебе благодарны, ты с мамой построил для нас новый домик, который разрушил злой волк. Помоги нам вернуться в свой домик. Когда ты нас расселишь по своим квартиркам, мы устроим небольшой праздник». Это письмо можно скорректировать по-своему. Оно создаст ребенку стимул для дальнейшей работы по запоминанию букв. Когда каждая ячейка будет заполнена, устройте ребенку небольшое чаепитие, в знак того, что все буковки вернулись в свой дом. Могу с уверенностью сказать, что такая игра действенна. Только не забывайте перед изучением каждой буквы выделить необходимый звук из слова. Ребенок должен понять, что букву мы можем написать, потрогать ее, вылепить из пластилина и т.д., а звук мы можем только услышать.

 

Учим ребенка читать.

Когда ребенок запомнит написание букв можно начинать учить ребенка читать. Наконец мы добрались до этого пункта. Мы на финишной прямой. Поверьте, если Вы научили ребенка складывать звуки, ребенок сможет складывать и буквы, которые обозначают определенные звуки.

 

Игра «Паровозик»

Для этой игры понадобится паровозик с 1 прицепом и карточки с буквами (согласные – синие, гласные – красные). Возьмите гласные буквы, разложите их по кругу (между буквами должно быть небольшое расстояние). Возьмите любую согласную букву, положите ее в вагон. Ребенок должен везти паровозик от одной станции к другой (от одной буквы к другой). Когда ребенок везет, например, букву «М», он должен его тянуть звук «м» пока не доедет до станции (м-м-м-м-м). Когда он подъезжает к гласной букве, например, к «о», он должен соединить звучание двух звуков «м-м-о-о-о….). Так ребенок возит паровозик от одной буквы к другой. 

 

Составляем из слогов целые слова.

Когда ребенок научится складывать слоги, предложите ему сложить из слогов целое слово. Для этого поиграйте в ту жеигру в паровозик. Только теперь понадобятся карточки не с буквами, а со слогами. Ребенок в поезде повезет, например, слог «ка» к слогу «ша». Когда паровозик доедет до слога «ша» ребенок должен произнести 2 слога («ка – ша»).

Ну вот, ребенок и научился складывать слоги в слова. Теперь можно почитать с ребенком азбуку, в которой слова разбиты на слоги.

Мы предложили Вам вариант обучения чтению ребенка, который используется на практике более 150 лет. Звуковой метод себя успел зарекомендовать. Желаем Вам удачи в обучении ребенка чтению.

Категория: Мои статьи | Добавил: sad_rosinka9 (19.03.2015)
Просмотров: 820 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Артур  
0
Отличная статья, спасибо! У меня тоже у ребенка была проблема с слогами, много всего смотрел, пробовали некоторые методики но не сильно помогло, и я искал информацию и чисто случайно наткнулся на курс по избавлению чтению слогами, если кому интересно то скачал бесплатно тут https://eground.org/threads/100408/ сейчас допроходим как раз, ребенок стал намного ровнее читать, в курсе очень грамотно все разложено с заданиями и фишечками в общем рекомендую тоже посмотрите тем более что бесплатно у кого подобная ситуация

Имя *:
Email *:
Код *:
Специальный режим
href= Включить версию для слабовидящих

Госуслуги
Госуслуги Госуслуги

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства просвещения РФ
  • Официальный сайт Департамент образования и науки Курганской области

  • Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!