Птицына И.А.
Учитель-логопед МКДОУ № 9, г. Шадринск
Домашняя игротека
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, письменная речь формируется на основе устной.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
- Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (умение ребенка читать и писать не является показателем его развития). Качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, развитого речевого слуха.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков, если у ребенка проблемы с родным языком (так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском, более того, межзубное произношение звуков русского языка считается речевым дефектом).
Именно роль родителей в речевом развитии ребенка значима, и все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Мы предлагаем вашему вниманию игры, упражнения и задания на закрепление речевых навыков, учитывая большую загруженность домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне, по дороге, в комнате, в ванной…
«Помогаю маме». Вы заняты приготовлением ужина,
предложите ребенку перебрать горох, гречку, пшено. Это тренировка для пальчиков.
«Волшебные палочки». Дайте счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает геометрические фигуры, узоры.
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.)
На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет пocуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Готовим сок»
Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».
Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из... (моркови), редечный — из...»
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
- В каких из этих предметов «живет» звук «Р«? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРсиках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?» (звуки «С», «Ш» - те, которые автоматизируются).
- В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя).
- Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
- Что для тебя здесь самое вкусное?
- Что самое тяжелое (легкое)?
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про... старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина -это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла - все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать... Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован.
У малышей самый любимый предмет на кухне - венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.
Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.
Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.
Бумажные стаканчики - прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.
Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его назвать например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое». |